В России назревает очередной топливный кризис: оптовые цены на бензин с конца лета растут, в то время как крупные нефтекомпании держат цены на своих АЗС. По данным Росстата, в опте цены за сентябрь увеличились сразу на 10%. Это приводит к тому, что независимые АЗС вынуждены поднимать свои цены. Подорожание важного для социального спокойствия товара уже начинает беспокоить регионы. По словам Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», крупные нефтяники «могут разыгрывать свою карту», разгоняя оптовые и мелкооптовые цены. Самые серьезные проблемы сейчас на рынке дизтоплива, цены на которое находятся на историческом максимуме, говорит эксперт. Он полагает, что крупные производители пытаются укрепить свои переговорные позиции в диалоге с правительством по введению демпфирующего механизма — субсидии для НПЗ из нефтегазовых доходов бюджета. Господин Турукалов уверен, что ситуация на рынке топлива к концу года будет зависеть именно от достаточности льгот для нефтяников.
Российские нефтепереработчики в настоящее время работают в условиях отрицательной маржинальности и с каждой проданной тонны бензина или дизеля несут убыток в 6-7 тыс. рублей. Об этом сообщил помощник главы администрации президента РФ Кирилл Молодцов, выступая на выездном круглом столе по нефтегазохимии, организованном комитетом по энергетике Госдумы.
При этом Молодцов высоко оценил предпринимаемые правительством меры для сглаживания ситуации и назвал их существенными. По его словам, возврат нефтяным компаниям от демпфирующего (сглаживающего) механизма может составлять, примерно, 700 млрд рублей.
Счетная палата опубликовала заключение на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы, в котором напомнила, что с 1 января 2019 года акциз на бензин пятого класса увеличится с 8,213 тысячи рублей до 12,314 тысячи рублей за тонну. По мнению палаты, увеличение акциза в полтора раза с 1 января может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер. «Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в документе. При этом снижение акцизов на бензин с 1 июля позволило лишь незначительно понизить розничные цены в июле-августе — на 0,2% и 0,3% соответственно. Этого, по мнению Счетной палаты, было «недостаточно для компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года».
Налоговый кодекс предусматривает рост ставок акцизов на бензин и дизельное топливо в РФ с 1 января на 2019 год: на 4,1 тысячи рублей, до 12,314 тысячи рублей на тонну бензина и на 2,876 тысячи рублей, до 8,541 тысячи рублей на тонну дизельного топлива.
В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов исключил рост цен на бензин в России из-за повышения акцизов. Глава Минэнерго Александр Новак также заявлял, что увеличение акциза на бензин с 2019 года не приведет к скачку цен. Один из собеседников на рынке полагает, что Минфин и Минэнерго, возможно, рассчитывают на обвал мировых цен на нефть и нефтепродукты, в связи с чем рост акцизов не приведет к скачку цен на внутреннем рынке. Однако ставка на падение мировых цен — это рискованная стратегия.
Неопределенность в вопросе последствий повышения акцизов, видимо, начала беспокоить и депутатов. В четверг Госдума поручила комитету по энергетике запросить у Минфина, ФАС и Минэнерго анализ влияния роста акцизов на автомобильный бензин и дизтопливо, а также роста цен на товары и услуги в целом — с обоснованием расчетов, а также анализ варианта отказа от повышения акцизов на бензин и дизтопливо, включая последствия для производителей, потребителей топлива и налоговой системы РФ.

Россия с ноября 2018 года и до конца 2019 года не будет поставлять в Белоруссию бензин, дизель и мазут, согласно условиям подписанного ранее индикативного баланса на поставки нефтепродуктов до конца 2019 года. Тем не менее, по словам Новака, соглашение подразумевает сохранение поставок определенных нефтепродуктов, которые не производятся в Белоруссии — продукции нефтехимических заводов. 10 октября Минэнерго РФ сообщило, что Россия и Белоруссия подписали протокол о внесении изменений в межправсоглашение о регулировании экспорта нефти и нефтепродуктов, а также согласовали индикативные балансы поставок нефтепродуктов до конца 2019 года.
«Роснефть» планирует реализовать сырье с поставкой в следующем месяце из ресурсов «Удмуртнефти» 23 октября. На тендере компании вновь будет предложено 30 тыс. т удмуртской нефти. Торги сырьем на внутреннем рынке обычно активизируются после того, как проходит тендер «Роснефти», итоги которого являются ключевым ориентиром как для продавцов, так и для покупателей. Ноябрьское сырье может подешеветь относительно октября, однако вряд ли существенно, полагают трейдеры. Давление на стоимость сырья должно оказать падение мировых цен на нефть в последние дни, а также ожидающийся рост экспортной пошлины с 1 ноября, что в совокупности должно привести к снижению нетбэка. Ставка вывозной пошлины на нефть со следующего месяца вырастет на 14,5 $/т, до 152 $/т, что должно привести к снижению нетбэка примерно на 900–1000 ₽/т. Напомним, что «Роснефть» в прошлом месяце продала удмуртское сырье по ценам 30215–30305 ₽/т, тогда нефть была реализована примерно на 500 ₽/т ниже уровня экспортного паритета.Между тем поддержку внутренним ценам сырья с поставкой в ноябре может оказать усиление спроса со стороны отечественных переработчиков на фоне завершения осенних профилактических ремонтов на большинстве НПЗ.