Россиянам посоветовали готовиться к дальнейшему росту цен на бензин. В феврале власти предписали нефтяным компаниям резко сократить экспорт нефти, чтобы направить больше сырья на переработку и создать в стране резервы топлива. Это сбило температуру на оптовом рынке, но ненадолго: к концу февраля цены снова поползли вверх, а вместе с ними начали дорожать логистика и горюче-смазочные материалы, создавая инфляционную волну экономике, которая уже страдает от рекордного за 6 лет роста цен на продукты. На прошлой неделе правительство приняло решение увеличить выплаты нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпфирующего механизма, который компенсирует разницу между экспортными и внутренними ценами. Новая формула выплат сулит нефтянникам 135 млрд рублей из федеральной казны, но заработает она только с 1 мая, сообщил в понедельник вице-премьер Александр Новак. Еще полтора месяца рынок бензина останется представленным самому себе. «Толкать цены на бензин вверх будет и рост разницы между стоимостью нефти и стоимостью бензина в мире (крек-спреды), — указывает эксперт Михаил Шейбе. — Это уже происходит на фоне падения запасов топлива в США из-за сильных морозов в феврале (ударившим по нефтеперерабатывающей отрасли) и постепенного восстановления спроса благодаря росту мобильности населения после коронакризиса». Решение ОПЕК+ не повышать уровни добычи нефти в апреле, слабый рубль и приближение летнего сезона, когда традиционно спрос на бензин достигает внутригодовых максимумов, также будут, вероятно, способствовать дальнейшему росту моторного топлива, предупреждает эксперт. finanz.ru По данным источников на рынке, изменения в формуле бензинового демпфера могут оказаться более существенными, чем предполагалось ранее. В соответствии с одним из вариантов корректировки с 1 мая условная цена может низиться до 53600 ₽/т. Кроме того, компенсационный коэффициент в формуле бензинового демпфера может увеличиться с 0,68 до 0,8. Чиновники еще не озвучивали СМИ возможность изменения коэффициента компенсации. Если бы условная цена автобензина с 1 марта была снижена до 53600 ₽/т, а коэффициент был бы повышен до 0,8, то прогнозный бензиновый демпфер на март составил бы 11455 ₽/т против примерно 7900 ₽/т по действующей формуле. Экспортный паритет для бензина с учетом скорректированного демпфера будет примерно на 4265 ₽/т ниже, чем с учетом демпфера, рассчитанного по действующей формуле. Если снизится только условная цена, а коэффициент \компенсации не изменится, то нетбэк для бензина с учетом скорректированного демпфера будет примерно на 2203 ₽/т ниже, чем с учетом демпфера, рассчитанного по действующей формуле. В то же время дизельный демпфер в 2021 году решили не менять: сохранятся и условная цена, и коэффициент компенсации. Со следующего года условные цены бензина и дизтоплива в формулах демпферов могут быть повышены на 3%. В результате ожидающихся изменений у производителей появятся стимулы увеличить производство и предложение бензина на внутреннем рынке, однако в случае дизельного топлива, напротив, сохраняются риски роста экспорта товара и скачка цен этой весной. Есть вероятность, что нефтяные компании воспримут неуступчивость правительства в вопросе корректировки дизельного демпфера как повод высушить рынок ДТ этой весной.

Риски повторения в России ситуации 2018 года с бензином минимальны. Таким образом Счетная палата прокомментировала свой отчет, в котором говорится о возможном возвращении обстановки с ростом розничных цен на топливо. Счетная палата отмечает, что «изучает и мониторит риски» по всем направлениям государственной политики, в том числе в направлении сдерживания роста цен на топливо. «В настоящее время по итогам нашего анализа действий правительства в 2018–2020 годах в этой сфере мы видим, что риски повторения сценария 2018 года минимальны», — говорится в комментарии, который поступил в «Известия» в среду, 17 марта. Ранее в отчете о работе Счетной палаты за 2020 год говорилось, что Россия рискует столкнуться с повторением топливного кризиса 2018 года. Известия